Запорожский женский Интернет-журнал

Switch to desktop Register Login

Психологические особенности адаптации детей раннего возраста к условиям пребывания в детском саду

Ранний возраст - это период с 1 года до 3 лет. В это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей - формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности.

Характерными для данного возраста являются быстрый темп развития и качественные преобразования органов, возникновение новых функций организма. Это так же касается и развития высшей нервной деятельности и поведения ребенка, который происходит вследствие его взаимодействия с окружающим миром под воздействием воспитания. В этот сложный период изменений, чаще всего, малыши и приходят в детский сад, и в состоянии психофизической нестабильности им приходится адаптироваться к новым условиям незнакомого социального мира.

Когда ребенок оказывается в незнакомой обстановке, когда он видит, что мама скрылась за незнакомыми дверями, что его окружают чужие тети, а какие-то дети трогают и рассматривают его, он приходит в отчаяние, следствием которого могут стать слезы и истерика. Подобное состояние может продолжаться и день, и два, и неделю. Но бывает и по-другому: малышу нравиться общаться со взрослыми и детьми, он легко и непринужденно прощается в первый день с мамой и, смело взяв воспитателя за руку, без колебаний входит в группу. Он полон ожиданий, и не подозревает даже, что вместо сюрпризов его ждут разочарования. Он хочет играть с кубиками, а его одевают и ведут гулять. Он хочет спать, а его сажают за стол. Он хочет взять машинку, а её отнимают другие дети.. А главное – рядом нет мамы, некому пожаловаться. И тогда на следующий день ребенок вряд ли с удовольствием пойдет в ясли.

К счастью, не все дети так тяжело переживают новый этап своей жизни. Воспитатели отмечают, что легче всего адаптируются к детскому саду дети из многодетных семей (т.к. уже усвоили, что не являются центром внимания взрослых), а также дети из семей, где ребенок является полноправным партнером по общению с мамой и папой, а не игрушкой для взрослых, не помехой для них, не образцом для педагогических экспериментов.

Но если ребенок все же плачет при расставании с родителями по утрам, не стоит отчаиваться, т.к. после периода адаптации ребенок, скорее всего, не будет расстраиваться из-за вашего ухода. Смена способа жизни приводит в первую очередь, к нарушениям эмоционального состояния, для которого характерны напряженность и беспокойство. Ребенок много плачет, стремится к контакту со взрослыми, или, напротив, раздраженно отказывается от них, сторонится сверстников. В этот период меняется отношение и к предметному миру: игрушки оставляют равнодушным, интерес к окружающему снижается, падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас.

Для оптимизации процесса адаптации вам нужно в первую очередь:

1. Установить контакт с работниками дошкольного учреждения: во-первых, они должны знать о всех особенностях физиологии и поведения ребенка известных вам, его привычках и склонностях, во-вторых, ребенок, видя доброжелательные взаимоотношения мамы и воспитателя, легче пойдет в руки человеку, которому доверяет мама.

2. Приучайте ребенка к яслям постепенно. Средний период адаптации в раннем возрасте длиться 7-10 дней, но это не значит, что на третий день ребенок может оставаться спать, на 3 день он вообще может расплакаться, будучи спокойным в предыдущие два дня. Поэтому, воспитатели и не торопятся с введением новых режимных моментов – они наблюдают за психическим и физическим состоянием малышей.

3.Не оставляйте ребенка в саду более чем на 8-10 часов.

4. С 4 по10 день лучше сделать перерыв в посещении садика, т.к. обычно дети, впервые поступившие в ясли, заболевают ОРЗ на 5-7 день, цель – профилактика заболевания.

5. Поддерживайте дома спокойную обстановку: ребенку трудно сейчас в саду, а если еще и дома будут не комфортные условия, нагрузка на психику ребенка окажется двойной.

6. Не перегружайте ребенка новой информацией. Будьте внимательны к ребенку, заботливы и терпеливы.

 

Автор: Ольга Уральцева (Adelia), детский практический психолог, специально для ladies.zp.ua