Запорожский женский Интернет-журнал

Switch to desktop Register Login

Правила безопасности. "Свои" и "чужие"

Современный мир таит в себе множество скрытых или явных опасностей для детей. Одной из таких опасностей является киднеппинг. Безусловно, никто из родителей не хочет, чтобы их ребенку был причинен вред, но часто для того, чтобы избежать подобной ситуации, родители ограничиваются лишь общими фразами о том, что надо быть осторожным, с чужими не ходить, разговорам об опасности, которую могут нести чужие люди, уделяются редкие минутки общения.

 

В этой статье я хочу поделиться общими мыслями, которые помогут родителям сориентироваться в воспитательной беседе с ребенком и вместе разобраться как ребенку избежать опасности.

Первое, о чем стоит поговорить с ребенком, - это определение понятий «свой» и «чужой», «добрый» и «злой». Как правило, «добрый» человек для ребенка – это тот, кто много улыбается, кто ласково и услужливо разговаривает. Объясните, что не всегда так бывает, и похитители часто разговаривают располагающим и приятным тоном, предлагают угощения, чтобы им поверили. В категорию «своих» дети склонны приобщать знакомых людей, особенно соседей, которым мама улыбается, с которыми здоровается. Донесите ребенку мысль, что даже если человек, который с ним заговорил, знаком или рассказывает, что знаком с родителями, нельзя ему открывать дверь, садиться в его машину, иди туда, куда он попросит (к примеру: отвести к маме, вместе искать потерявшееся животное). Если взрослому действительно нужна помощь, то он никогда не будет просить ее у ребенка, а обратиться к другому взрослому. И если родители хотят ребенка куда-то позвать, повести, то НИКОГДА не будут делать этого через малознакомых людей, прося привезти на машине, а непременно заберут ребенка лично или заранее предупредят: кто и при каких обстоятельствах будет это делать. Кроме того, можно придумать тайное кодовое слово, по которому ребенок сможет понять, что подошедший человек – «свой».

Учите обращать внимание ребенка не только на внешний вид, но и задаваться вопросом «зачем здесь этот человек?» Если взрослый мужчина просто так гуляет на детской площадке, при этом, никто из детей не ведет себя с ним как к родителем, а он пытается контактировать с детьми, это повод быть предельно осторожным, относиться к нему с подозрением.

Когда ребенок заметил устойчивый интерес чужого человека к себе, следует стремиться установить максимальную дистанцию с потенциально опасным объектом. Если случился разговор, то можно сказать, что дома ждет папа и нужно срочно идти. Прекратить диалог, не слушать что говорит человек и быстро уходить из поля зрения. В случае, если случится преследование – бежать так быстро, как только может, в сторону скопления людей и попросить защиты. Дайте ребенку внятное разрешение вести себя социально неприемлемо и решительно, если чувствуют малейшую угрозу: кричать, бить по машинам, чтобы сработала сигнализация, скидывать продукты с прилавка, звонить и стучать во все двери – делать все возможное, чтобы привлечь внимание к создавшейся ситуации. Обратите внимание, что в такой момент крик должен нести сообщение: «это не мой папа» («не моя мама»), «помогите», «я не знаю этого человека, он хочет меня обидеть», даже если видом обидчик демонстрирует обратное и говорит, что он – родственник. Пусть ребенок попросит взрослых отвести его домой или позвонить родителям. Разумеется, для этого нужно знать номера телефона родителей и домашний адрес.

В случае если обидчик схватил ребенка и начинает куда-то тянуть, ребенку ни в коем случае нельзя останавливать сопротивление: нужно продолжать еще сильнее кричать послания окружающим (даже когда вокруг никого не видно), кусаться, выворачиваться, искать возможность сбежать, даже если кажется, что ее нет. Пассивность и нерешительность в таком случае крайне противопоказана. Скажите ребенку, что если преступник его схватит – это совершение преступления, за которое обязательно наказывают. Чтобы избежать наказания, преступник захочет избавиться от следов преступления и от свидетелей, а ребенок и есть главный свидетель. Никогда нельзя верить словам похитителя о том, что он «потом отпустит».

Не жалейте ребенка, рассказывайте печальные случаи из жизни, которые случались на вашей памяти с другими детьми. Такие истории отпечатываются в памяти надолго, особенно у дошкольников и младших школьников, т.к. подкрепляются образами порождаемыми детской фантазией. В момент обсуждения историй, ребенок в полной мере должен испытать страх от возможной опасности, прожить понарошку ситуацию, ощутить ответственность за свою жизнь и укрепиться в решительности и знании что делать, если это случиться.

 

Автор статьи Ольга Уральцева, специально для ladies.zp.ua